Тема дня. Как ученые нашли карликового близнеца Солнечной системы.

16 дек, 2017. \\ Политика \\ Тема дня. Как ученые нашли карликового близнеца Солнечной системы

Тема дня. Как ученые нашли карликового близнеца Солнечной системы
Фото: NASA

Ученые из Национального аэрокосмического управления США (NASA) объявили об открытии первой планетной системы, сравнимой с Солнечной по количеству планет, вращающихся вокруг звезды. Обнаружить восьмую планету в системе Kepler-90, до этого считавшейся семипланетной, исследователям помог искусственный интеллект. Как произошло это знаменательное открытие и что оно значит для науки - в объясняющем материале LIGA.net.

В 2014 году ученые NASA с помощью космического телескопа Кеплер открыли систему из семи экзопланет, вращающихся вокруг звезды - желтого карлика в созвездии Дракона. Светило, удаленное от Солнца на 2,5 тысяч световых лет (около 780 парсеков), получило название Kepler-90 (обнаруженная в рамках миссии Кеплера 90-я по счету звезда, у которой было подтверждено наличие планеты).

Планеты получали наименования из одной латинской буквы в порядке их открытия - b, c, d, e, f, g и h.

Kepler-90 можно назвать миниатюрной, компактной версией Солнечной системы: орбиты в ней расположены настолько близко друг к другу, что все ее экзопланеты уместились бы в пространстве между Солнцем и Землей.

Как и в Солнечной системе, размер планет в Kepler-90 по мере их удаления от звезды увеличивается. Данная закономерность дает основания полагать, что газовые планеты-гиганты в этой системе сформировались таким же образом, как, к примеру, Юпитер и Сатурн.

Тема дня. Как ученые нашли карликового близнеца Солнечной системы

Фото: NASA

Системы - аналоги Солнечной по числу планет исследователи считали большой редкостью во Вселенной. Kepler-90 до момента открытия в ней восьмой планеты была одной из четырех известных науке семипланетных систем - наряду с TRAPPIST-1 в созвездии Водолея, HD 10180 в созвездии Южной Гидры и HR 8832 в созвездии Кассиопеи.

Большинство экзопланет невозможно найти визуально из-за их значительной удаленности от Солнечной системы. Поэтому телескоп Кеплер использует для их поиска метод транзитной фотометрии - наблюдает за изменениями яркости свечения звезд при прохождении по их дискам предполагаемых планет.

За почти девять лет пребывания в космосе Кеплер собрал огромный массив данных. На их основе было подтверждено существование более 2,5 тысяч экзопланет, еще около 5 тысяч "кандидатов" ожидают проверки.

Однако открывать новые экзопланеты мешают помехи и различные случайные факторы. Они же мешали обнаружить восьмую планету в системе Kepler-90, о существовании которой исследователи догадывались ранее.

Чтобы подтвердить свои догадки, в NASA использовали нейронную сеть, разработанную в сотрудничестве с Google.

Для начала исследователи научили систему распознавать сигналы присутствия планет на 15 тысячах ранее подтвержденных примеров. Затем в нейросеть загрузили данные о 670 звездах, вокруг которых ранее уже нашли экзопланеты. Таким образом ученые хотели проверить, сможет ли искусственный интеллект распознать не зафиксированные людьми слабые сигналы о прохождении планет по дискам светил.

Нейросеть справилась с этой задачей и открыла сразу две новые экзопланеты - шестую в планетной системе Kepler-80 (Kepler-80g) и восьмую в Kepler-90 (Kepler-90i).

По данным исследователей, Kepler-90i напоминает Меркурий: из-за близости к звезде (это третья по удаленности от нее планета) средняя температура ее каменистой поверхности превышает 400 градусов по Цельсию - мягко говоря, малопригодное для жизни место.

Планета настолько близко расположена к своему светилу, что условный год на ней (полный оборот вокруг звезды) равен 14 земным суткам. Габариты Kepler-90i на 30% превышают земные.

Теперь Kepler-90 - первая известная планетная система, кроме Солнечной, которая насчитывает восемь планет. И не последняя, считают ученые. По их мнению, вокруг исследованных Кеплером звезд могут вращаться множество спутников, которые еще не открыты.

Поэтому в NASA намерены продолжить использовать нейросети для поиска новых экзопланет вокруг почти 150 тысяч звезд, изученных Кеплером. "Это только начало нового метода охоты на планеты", - интригующе заявляют ученые.

Также исследователи анонсируют запуск новых космических телескопов, которые продолжат поиск новых миров и "даже расскажут, в каких из них может существовать внеземная жизнь".

По материалам news.liga.net